|
БСОШ - Музей |
|
Музей как окно в историю и взгляд в будущее
(Историко-краеведческий музей МАОУ Байкаловская СОШ)
Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранит и пропагандирует историко – краеведческий музей школы с 6 февраля 1999 года. Трижды прошел паспортизацию. В настоящее время работает по программе «Патриотическое воспитание детей и подростков историко-краеведческого музея МКОУ Байкаловской СОШ на 2011-2015 годы» «Никто не забыт, ничто не забыто». Программа, являясь подпрограммой «Я – патриот России» МКОУ Байкаловской средней общеобразовательной школы на период с 2011 по 2015 годы участвовала в нескольких конкурсах
Итоги участия Программы в конкурсах
Таблица 1
№п/п |
Тема конкурса |
Итог |
1 |
«Гражданское и патриотическое воспитание в образовании-2012». Национальная премия «Элита Российского образования» |
Диплом 1-й степени |
2 |
Конкурс среди государственных и муниципальных образовательных учреждений в Свердловской области, реализуемых программы патриотического воспитания в 2011-2012 учебном году |
Грант |
3 |
Конкурс образовательных учреждений Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы в 2013 году |
2-е место
Грант |
4 |
Окружная выставка «Инновации в системе образования Восточного округа – 2013» |
Сертификат |
Сегодня наш музей хранит 1517 подлинных исторических экспонатов.
Пополнение фондов музея осуществляется благодаря деятельности отряда «Сварог», который ведет поисковую работу в рамках школы, села и на полях сражений Великой Отечественной войны, участвуя в вахтах Памяти в Ленинградсой, Московской, Волгоградской областях и Карачаево-Черкесии, в архивах разного уровня.

На "Невском пятачке" Медальон погибшег В Подольске

Раздел музея «Начало всех начал» рассказывает об истории нашей школы, которая берет свои истоки с 1838 года еще до открытия церковно-приходской. Знакомясь с экспонатами этого раздела, учащиеся видят в развитии школы отражение развития общества: трудоемкое сельское хозяйство, многодетные семьи, большое личное подворье – и в результате учатся первоначально в основном мальчики, девочки заняты работой по дому. Церковь не отделена от государства – учебный день начинается с молитвы, преподается закон Божий. Безграмотность на селе – потому, главное, научить чтению, письму и счету. Развивается общество, и в школе увеличивается не только количество образовательных дисциплин, но и продолжительность обучения, совершенствуются средства обучения.
Историческое сознание помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность.
В период советской власти в школе была широко развита деятельность пионерской дружины им. П. Морозова, в составе которой были и отряды октябрят. Ребята активно участвовали в жизни школы, села, страны: достижения в учебе, сборе металлолома, макулатуры, золы, участие в конкурсах, концертах отражают экспонаты витрин, документы, фотографии.
О деятельности комсомольской организации посетители могут узнать по материалам, оформленным на демосистемах. Для ребят – это как откровение, они пытаются сравнить досуг и свое участие в жизни общества с тем, что делали их родители или дедушки и бабушки в детстве, и не всегда видят преимущества своего времяпрепровождения. В благодарность школе выпускники дарят подарки и по ним тоже мы можем судить о том, как меняется жизнь сельчан, и как меняются со временем приоритеты детей и их родителей.
Кубки, грамоты, воспоминания рассказывают о том, что и в настоящее время, и в прошлые десятилетия, учащиеся школы успешно выступают и выступали в спортивных соревнованиях, это вызывает у школьников чувство гордости, повышает уровень самооценки.
Экспозиция « Начало всех начал» особенно пополнилась в этом, 2013 году, когда школа отмечала 175-летний юбилей. Члены совета музея, разрабатывая проект подготовки и проведения юбилея, привлекли к сотрудничеству не только весь школьный коллектив, но и жителей села, выпускников, покинувших родину. Фотографии, школьные принадлежности, переданные участниками проекта, экспонировались во время праздника и остались в музее, а материал по воспоминаниям стал содержанием брошюры, подготовленной и выпущенной музейщиками «События, судьбы»
Разделы «Боевая слава выпускников» и «Мужество-это не мода» (о результатах работы членов поискового отряда «Сварог») рассказывают о военной истории нашей страны, о пути, пройденном нашими защитниками с надеждой и тревогой, болью и радостью, верой в светлое будущее. Россия издревле становилась преградой для захватчиков, принимала основной удар на себя. Раздел представлен историческими предметами, найденными поисковиками на местах сражений ВОв, воспоминаниями ветеранов и родственников погибших и без вести пропавших, фотографиями, материалами, повествующими о судьбе участников локальных войн.

Есть, на наш взгляд, и уникальные экспонаты: к примеру, увольнительный жетон, немецкий знак за ранения, редкие весточки с фронта, бережно хранимые родственниками погибших или без вести пропавших, медальоны, с сохранившимися в них смертными записками …
   
«Приметы сельского быта» показывают, насколько тяжел и несовершенен был труд деревенского жителя, посетители еще раз убеждаются, что страна длительное время была аграрной, новые технологии коснулись села сравнительно недавно.
В музее можно познакомиться с животными ледникового периода: останками шерстистого носорога, мамонта. Сравнивая особенности скелета этих животных с современными, можно сделать вывод об изменении климата и природы в целом за последний десяток тысяч лет, что заставляется задуматься о возможном влиянии антропогенного фактора на окружающую среду. Здесь же зубы акул, найденные в пойме местной реки, доказывают возможность изменения природы и в будущем.
Монеты и банкноты нумизматического раздела могут рассказать о символах, приоритетах, событиях общества, которые менялись в историческом развитии. В музее преобладают в настоящее время денежные знаки советского периода.
Экспозиции, выставки в музее носят сменный характер в зависимости от цели экспонирования. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании различных уроков, основ жизненного самоопределения. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. На основании работы с архивными материалами в ЦАМО, ГААОСО была выпущена районная электронная книга «Память сердца» о погибших и без вести пропавших жителях Байкаловского района. Судьба исчезнувшей 365 сд, формировавшейся в Свердловской области, стала темой научно-практической работы поисковиков. Материалы о дивизии были собраны во время работы в Клинском районе Московской области при подъеме останков погибших воинов, и при сверке списков на памятниках района. Проект «Я не участвую в войне – война участвует во мне» разработан и применен в поиск в Волгоградской области. Все материалы, предметы с мест подъема останков погибших воинов экспонируются в музее и дают возможность для проведения уроков истории, например, «Сталинградская битва, предпосылки коренного перелома», «От Орла до Берлина» - о 10 –м Гвардейском Уральско – Львовском добровольческом танковом корпусе, экскурсий различной тематики.
Социальные проекты в рамках ФГОС для учащихся 1-3 классов, например, «Как сохранить фотографию», «Оформи этикетку», краеведческий всеобуч «О чем рассказывает музейный предмет», интерактивные музейные занятия, например, «Алфавит и чистописание» стали обязательной частью музейной работы.
При музее постоянно ведется факультатив «Музееведение», который учит основам музейной работы и готовит будущих исследователей, экскурсоводов, фондовиков, оформителей, хранителей.
Встречи с ветеранами, праздники также способствуют просветительской работе, проводимой музем.

Встреча с членами организации «Память сердца
Развитию музея способствуют проекты членов совета музея типа: «Музей как источник формирования гражданственности», «Место школьного музея в образовательном пространстве школы».
|
|
|