БСОШ - Музей

 

 

Музей как окно в историю и взгляд в будущее

 

(Историко-краеведческий музей МАОУ Байкаловская СОШ)

Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранит и пропагандирует историко – краеведческий музей школы с 6 февраля 1999 года. Трижды прошел паспортизацию. В настоящее время работает по программе «Патриотическое воспитание детей и подростков историко-краеведческого музея МКОУ Байкаловской СОШ на 2011-2015 годы» «Никто не забыт, ничто не забыто». Программа, являясь подпрограммой «Я – патриот России» МКОУ  Байкаловской средней общеобразовательной школы на период с 2011 по 2015 годы участвовала в нескольких конкурсах

 

 

Итоги участия Программы в конкурсах

Таблица 1                

№п/п

Тема конкурса

Итог

1

«Гражданское и патриотическое воспитание в образовании-2012». Национальная премия «Элита Российского образования»

 

Диплом  1-й степени

2

Конкурс среди государственных и муниципальных образовательных учреждений в Свердловской области, реализуемых программы патриотического воспитания в 2011-2012 учебном году

 

Грант

3

Конкурс образовательных учреждений Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы в 2013 году

 

2-е место

Грант

4

Окружная выставка «Инновации в системе образования Восточного округа – 2013»

Сертификат

 

Сегодня наш музей хранит   1517   подлинных исторических экспонатов.

Пополнение фондов музея осуществляется благодаря деятельности отряда «Сварог», который ведет поисковую  работу в рамках школы, села и на полях сражений Великой Отечественной войны, участвуя в вахтах Памяти в Ленинградсой, Московской, Волгоградской областях и Карачаево-Черкесии, в архивах разного уровня.

 

      На "Невском пятачке"             Медальон погибшег                   В Подольске 

 

Раздел музея «Начало всех начал» рассказывает об истории  нашей школы, которая  берет свои истоки с 1838  года еще до открытия церковно-приходской. Знакомясь с экспонатами этого раздела, учащиеся видят в развитии школы отражение развития общества: трудоемкое сельское хозяйство, многодетные семьи, большое личное подворье – и в результате учатся первоначально в основном мальчики, девочки заняты работой по дому. Церковь не отделена от государства – учебный день начинается с молитвы, преподается закон Божий. Безграмотность на селе – потому, главное, научить чтению, письму и счету. Развивается общество, и в школе увеличивается не только количество образовательных дисциплин, но и продолжительность обучения, совершенствуются средства обучения.

Историческое сознание помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность.

 В период советской власти в школе была широко развита деятельность пионерской дружины им. П. Морозова, в составе которой были и отряды октябрят. Ребята  активно участвовали в жизни школы, села, страны: достижения в учебе, сборе металлолома, макулатуры, золы, участие в конкурсах, концертах отражают экспонаты витрин,  документы, фотографии.      

О деятельности комсомольской организации посетители могут узнать по материалам, оформленным на  демосистемах. Для ребят – это как откровение, они пытаются сравнить досуг и свое участие в жизни  общества с тем, что делали их родители или дедушки и бабушки в детстве, и не всегда видят преимущества своего времяпрепровождения.    В благодарность  школе выпускники   дарят подарки и по ним тоже мы можем судить о том, как меняется жизнь сельчан, и как меняются со временем приоритеты детей и их родителей.

  Кубки, грамоты, воспоминания   рассказывают о том, что и в настоящее время, и в прошлые десятилетия, учащиеся школы успешно выступают и выступали в спортивных соревнованиях, это вызывает у  школьников чувство гордости,  повышает уровень самооценки.

Экспозиция « Начало всех начал» особенно пополнилась  в этом, 2013 году, когда школа отмечала 175-летний юбилей. Члены совета музея, разрабатывая проект  подготовки и проведения юбилея, привлекли к сотрудничеству не только весь школьный коллектив, но и жителей села, выпускников, покинувших родину. Фотографии, школьные принадлежности, переданные участниками проекта, экспонировались во время праздника и остались в музее, а материал по воспоминаниям стал содержанием брошюры, подготовленной  и выпущенной музейщиками «События, судьбы»

Разделы «Боевая слава выпускников» и «Мужество-это не мода» (о результатах работы членов поискового отряда «Сварог») рассказывают о военной истории нашей страны, о пути, пройденном нашими защитниками с надеждой и тревогой, болью и радостью, верой в светлое будущее. Россия издревле становилась преградой для захватчиков, принимала основной удар на себя. Раздел представлен историческими предметами, найденными поисковиками на местах сражений ВОв, воспоминаниями ветеранов и родственников погибших и без вести пропавших, фотографиями, материалами, повествующими о судьбе  участников локальных войн.

       

Есть, на наш взгляд, и уникальные экспонаты: к примеру, увольнительный жетон, немецкий знак за ранения, редкие весточки с фронта, бережно хранимые родственниками погибших или без вести пропавших, медальоны, с сохранившимися в них смертными записками … 

 

 «Приметы сельского быта» показывают, насколько тяжел и несовершенен был труд  деревенского жителя, посетители еще раз убеждаются, что страна длительное время была аграрной, новые технологии коснулись села сравнительно недавно.

В музее можно познакомиться с животными  ледникового периода: останками шерстистого носорога, мамонта. Сравнивая особенности скелета этих животных с современными,  можно сделать вывод об изменении климата и природы в целом за последний десяток  тысяч лет, что заставляется задуматься  о возможном влиянии антропогенного фактора   на окружающую среду. Здесь же зубы акул, найденные в пойме местной реки, доказывают возможность изменения природы и в будущем.

Монеты и банкноты нумизматического раздела могут рассказать о символах, приоритетах, событиях общества, которые менялись в историческом развитии. В музее преобладают в настоящее время денежные знаки советского периода.

Экспозиции, выставки в музее носят сменный характер в зависимости  от цели экспонирования. Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании различных уроков, основ жизненного самоопределения. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.  На основании работы с архивными материалами в ЦАМО, ГААОСО была выпущена районная электронная книга «Память сердца» о погибших и без вести пропавших жителях  Байкаловского района. Судьба исчезнувшей 365 сд, формировавшейся в Свердловской области, стала темой научно-практической работы поисковиков.  Материалы о дивизии были собраны    во время работы в Клинском районе  Московской области  при подъеме останков погибших воинов, и при сверке списков на памятниках района. Проект «Я не участвую в войне – война участвует во мне» разработан и применен в поиск в Волгоградской области. Все материалы, предметы с мест подъема останков погибших воинов экспонируются в музее и дают возможность для проведения уроков истории, например, «Сталинградская битва, предпосылки коренного перелома», «От Орла до Берлина» - о 10 –м Гвардейском Уральско – Львовском добровольческом танковом корпусе, экскурсий различной тематики.

Социальные проекты в рамках ФГОС  для учащихся 1-3 классов, например, «Как сохранить фотографию», «Оформи этикетку», краеведческий всеобуч «О чем рассказывает музейный предмет», интерактивные музейные занятия, например, «Алфавит и чистописание» стали обязательной частью музейной работы.

При музее постоянно ведется факультатив «Музееведение», который учит основам музейной работы и готовит будущих исследователей, экскурсоводов, фондовиков, оформителей, хранителей.

Встречи с ветеранами, праздники также способствуют просветительской работе, проводимой   музем.

Встреча с членами организации «Память сердца

 

Развитию музея способствуют проекты членов совета музея типа: «Музей как источник формирования гражданственности», «Место школьного музея в образовательном пространстве школы».

 

 

Дата последнего обновления страницы 06.05.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения