Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей с ОВЗ
Утверждено на заседании
психолого-педагогического консилиума
Протокол № 6 от 20 марта 2020
Главным приоритетом в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом психики и здоровья каждого ребенка.
Общие принципы работы:
1. Предотвращение утомления. Использование разнообразных средств (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного дидактического материала и средств наглядности).
2. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
3. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная помощь ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
Особая логика построения учебной деятельности находят свое отражение в структуре и содержании образования.
Содержание материала как средство повышения познавательной активности
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.
Важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Наиболее оптимальными методами являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый. Увеличивать степень самостоятельности, а особенно детей с задержкой психического развития, и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности, можно очень постепенно.
Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ
Дистанционное обучение допустимо к использованию в работе с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), если данная форма обучения не противопоказана по медицинским показаниям. При организации дистанционного обучения следует руководствоваться рядом дополнительных требований:
-
Дозированная подача учебного материала.
-
Упрощение структуры учебного материала в соответствии с психофизическими возможностями ученика. Учебный материал должен быть доступным ученику и в то же время интересным. Презентации не должны быть перегружены второстепенными элементами.
-
Замедленность темпа обучения.
-
Многократное разнообразное повторение изучаемого материала.
-
Поэтапное разъяснение, планирование действий, пошаговое выполнение учебных задач.
-
Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
Эффективной формой организации является модель онлайн-обучения, которая предполагает, что занятия с обучающимися могут проводиться дистанционно в режиме реального времени с одним или несколькими учащимися и позволяет организовать аудиовизуальный контроль учителя за состоянием ребенка.
Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ
В настоящее время тема инклюзии в России является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Перечень нормативных документов и методических рекомендаций, регламентирующих деятельность образовательной организации по сопровождению детей с ОВЗ и детей- инвалидов (Подготовлено консилиумом школы МАОУ «Байкаловская СОШ)
Перечень информационных ресурсов по вопросам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью.
Источник:
http://pedsovet.org/content/view/24927/251/
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574
Информационно-методический портал по инклюзивному ..
http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574
http://tass.ru/obschestvo/1986816