Историко-краеведческий музей МАОУ Байкаловская СОШ
Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранит и пропагандирует историко – краеведческий музей школы с 6 февраля 1999 года. Трижды прошел паспортизацию. В настоящее время работает по программе «Патриотическое воспитание детей и подростков историко-краеведческого музея МКОУ Байкаловской СОШ на 2011-2015 годы» «Никто не забыт, ничто не забыто». Программа, являясь подпрограммой «Я – патриот России» МКОУБайкаловской средней общеобразовательной школы на период с 2011 по 2015 годы участвовала в нескольких конкурсах.
Итоги участия программы в конкурсах
№п/п
Тема конкурса
Итог
1
«Гражданское и патриотическое воспитание в образовании-2012». Национальная премия «Элита Российского образования»
Диплом1-й степени
2
Конкурс среди государственных и муниципальных образовательных учреждений в Свердловской области, реализуемых программы патриотического воспитания в 2011-2012 учебном году
Грант
3
Конкурс образовательных учреждений Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы в 2013 году
2-е место
Грант
4
Окружная выставка «Инновации в системе образования Восточного округа – 2013»
Сертификат
Сегодня наш музей хранит1517подлинных исторических экспонатов.
Пополнение фондов музея осуществляется благодаря деятельности отряда «Сварог», который ведет поисковуюработу в рамках школы, села и на полях сражений Великой Отечественной войны, участвуя в вахтах Памяти в Ленинградсой, Московской, Волгоградской областях и Карачаево-Черкесии, в архивах разного уровня.
Разделмузея «Начало всех начал» рассказывает об историинашей школы, котораяберет свои истоки с 1838года еще до открытия церковно-приходской. Знакомясь с экспонатами этого раздела, учащиеся видят в развитии школы отражение развития общества: трудоемкое сельское хозяйство, многодетные семьи, большое личное подворье – и в результате учатся первоначально в основном мальчики, девочки заняты работой по дому. Церковь не отделена от государства – учебный день начинается с молитвы, преподается закон Божий. Безграмотность на селе – потому, главное, научить чтению, письму и счету. Развивается общество, и в школе увеличивается не только количество образовательных дисциплин, но и продолжительность обучения, совершенствуются средства обучения.
Историческое сознание помогает ориентироваться в настоящем, определять направления в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственностьпоколений, свою историческую идентичность.
В период советской власти в школе была широко развита деятельность пионерской дружины им. П. Морозова, в составе которой были и отряды октябрят. Ребятаактивно участвовали в жизни школы, села, страны: достижения в учебе, сборе металлолома, макулатуры, золы, участие в конкурсах, концертах отражают экспонаты витрин,документы, фотографии.
О деятельности комсомольской организации посетители могут узнать по материалам, оформленным надемосистемах. Для ребят – это как откровение, они пытаются сравнить досуг и свое участие в жизниобщества с тем, что делали их родители или дедушки и бабушки в детстве, и не всегда видят преимущества своего времяпрепровождения.В благодарностьшколе выпускникидарят подарки и по ним тоже мы можем судить о том, как меняется жизнь сельчан, и как меняются со временем приоритеты детей и их родителей.
Кубки, грамоты, воспоминаниярассказывают о том, что и в настоящее время, и в прошлые десятилетия, учащиеся школы успешно выступают и выступали в спортивных соревнованиях, это вызывает ушкольников чувство гордости,повышает уровень самооценки.
Экспозиция« Начало всех начал» особенно пополниласьв этом, 2013 году, когда школа отмечала 175-летний юбилей. Члены совета музея, разрабатывая проектподготовки и проведения юбилея, привлекли к сотрудничеству не только весь школьный коллектив, но и жителей села, выпускников, покинувших родину. Фотографии, школьные принадлежности, переданные участниками проекта, экспонировались во время праздника и остались в музее, а материал по воспоминаниям стал содержанием брошюры, подготовленнойи выпущенной музейщиками «События, судьбы»
Разделы«Боевая слава выпускников» и «Мужество-это не мода»(о результатах работы членов поискового отряда «Сварог»)рассказывают о военной истории нашей страны, о пути, пройденном нашими защитниками с надеждой и тревогой, болью и радостью, верой в светлое будущее. Россия издревле становилась преградой для захватчиков, принимала основной удар на себя. Раздел представлен историческими предметами, найденными поисковиками на местах сражений ВОв, воспоминаниями ветеранов и родственников погибших и без вести пропавших, фотографиями, материалами, повествующими о судьбеучастников локальных войн.
Есть, на наш взгляд, и уникальные экспонаты: к примеру, увольнительный жетон, немецкий знак за ранения, редкие весточки с фронта, бережно хранимые родственниками погибших или без вести пропавших, медальоны, с сохранившимися в них смертными записками
«Приметы сельского быта» показывают, насколько тяжел и несовершенен был труддеревенского жителя, посетители еще раз убеждаются, что страна длительное время была аграрной, новые технологии коснулись села сравнительно недавно.
Вмузее можно познакомиться с животными ледникового периода: останками шерстистого носорога, мамонта. Сравнивая особенности скелета этих животных с современными,можно сделать вывод об изменении климата и природы в целом за последний десятоктысяч лет, что заставляется задуматьсяо возможном влиянии антропогенного факторана окружающую среду. Здесь же зубы акул, найденные в пойме местной реки, доказывают возможность изменения природы и в будущем.
Монеты и банкнотынумизматического разделамогут рассказать о символах, приоритетах, событиях общества, которые менялись в историческом развитии. В музее преобладают в настоящее время денежные знаки советского периода.
Экспозиции, выставки в музее носят сменный характер в зависимостиот цели экспонирования.Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании различных уроков, основ жизненного самоопределения. Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.На основании работы с архивными материалами в ЦАМО, ГААОСО была выпущена районная электронная книга «Память сердца» о погибших и без вести пропавших жителяхБайкаловского района. Судьба исчезнувшей 365 сд, формировавшейся в Свердловской области, стала темой научно-практической работы поисковиков.Материалы о дивизии были собраныво время работы в Клинском районеМосковской областипри подъеме останков погибших воинов,и при сверке списков на памятниках района. Проект «Я не участвую в войне – война участвует во мне» разработан и применен в поиск в Волгоградской области. Все материалы, предметы с мест подъема останков погибших воинов экспонируются в музее и дают возможность для проведения уроков истории, например, «Сталинградская битва, предпосылки коренного перелома», «От Орла до Берлина» - о 10 –м Гвардейском Уральско – Львовском добровольческом танковом корпусе, экскурсий различной тематики.
Социальные проекты в рамках ФГОСдля учащихся 1-3 классов, например, «Как сохранить фотографию», «Оформи этикетку», краеведческий всеобуч «О чем рассказывает музейный предмет», интерактивные музейные занятия, например, «Алфавит и чистописание» стали обязательной частью музейной работы.
При музее постоянно ведется факультатив «Музееведение», который учит основам музейной работы и готовит будущих исследователей, экскурсоводов, фондовиков, оформителей, хранителей.
Встречи с ветеранами, праздники также способствуют просветительской работе, проводимоймузем.